23 апреля 2010 года. 16:36

Как передать связь времен детям?

В лицее «АМТЭК» прошел финальный этап областного конкурса «Сохраним правду о войне» Уже через несколько дней мы начнем отмечать юбилей Великой Победы — и в преддверии этого особо значимого для страны праздника подводятся итоги педагогического конкурса «Сохраним правду о войне». Стартовал он еще в январе по инициативе партии «Единая Россия» и департамента образования области, а сейчас в двух городах проводят финальные этапы: вологжане и участники от восточных районов области презентовали себя в Вологде, представители западных районов и череповецкие учителя — в Череповце.
2010 год проходит под знаком не только юбилея Победы, но и особого внимания к представителям одной из самых благородных профессий — учителям. Организаторы конкурса «Сохраним правду о войне» не случайно связали эти события в рамках своего проекта, ведь именно учителя в первую очередь формируют представление школьников, и не одного поколения, об истории Отечества, закладывают правильное восприятие тех или иных фактов, указывают на их роль и значимость для русского народа.
По условиям в конкурсе могли принять участие педагоги школ, учреждений начального и среднего профобразования; отдель­ная номинация была создана для студентов и аспирантов вузов Вологодчины. Первым испытанием для конкурсантов стали эссе и мастер­класс: каждый педагог должен был выбрать одну из четырех предложенных тем. Эссе и мастер­класс могли быть объединены одной темой, но это не было обязательным условием.
По итогам первого этапа от каждого района жюри выбрало по одному человеку, от городских округов — по два. Так как финал проводится на двух площадках, то и победителей будет двое.
— Почему нужен такой конкурс? — объяснял председатель Законодательного собрания области Николай Тихомиров. — Мы считаем, что сохранить правду о войне — именно правду — это самое главное. Через несколько дней мы будем отмечать 65­ю годовщину Победы, и чем дальше от нас уходит 1945 год, тем больше ответственность каждого: нельзя допустить фальсификации истории и нельзя дать шанс кому­то в мировом сообществе принизить роль нашего народа в Победе. А таких попыток делается много.
Пока неизвестно, станет ли мероприятие ежегодным — но по мнению Николая Тихомирова, это необходимо.
Финальный этап конкурса состоит из двух частей: первая — представление себя, трехминутная «визитная карточка». Вторая — круглый стол на тему «Последствия, оценки и уроки Великой Отечественной войны».
Первая часть финала прошла разнообразно: несмотря на четкое ограничение по времени, каждый участник сумел проявить свою индивидуальность. Кто­то рассказывал о школе, кто­то — о своем районе и его истории, кто­то — о военной истории соб­ственной семьи.
— Почему для нас было важно сделать так, чтобы педагоги из районов приехали или в Вологду, или в Череповец? — комментирует член жюри, председатель Череповецкой городской Думы Александра Баданина. — Мы хотели, чтобы они могли посмотреть, позаимствовать опыт городских учителей. Полагали, что методики районного и городского образования сильно отличаются. Но мы ошиблись.
По словам Александры Петровны, оказалось, что уровень учителей из районов очень высокий — и в методическом отношении, и с точки зрения глубины знания предмета. Все участники конкурса — педагоги с немалым опытом, большинство из них уже становились и участниками, и победителями других учительских соревнований. Многое их объединяет: все, кто приехал вчера в «АМТЭК», — лидеры в своей профессии; многие ведут исследовательскую работу.
— Оказывается, у нас учителя истории — люди многопрофильного, многопланового таланта и подготовки, — продолжила Александра Баданина. — Люди неравнодушные, прекрасные, умные. И очень здорово, что у нас такие есть преподаватели. Это я говорю как учитель с 20­летним стажем!
Имя победителя мы узнаем только сегодня, но лидер уже наметился — это Александр Исаков из школы № 1 им. И.П.Малоземова города Белозерска.
— Наступает такое время, когда нужно подвести определенные итоги, задать себе вопрос: «Что я смог сделать в этой жизни?» — рассуждает Александр Петрович. — Для меня ориентиром стала моя семья: мой отец, моя мать, мои родные…
Совокупный педагогический стаж династии Исаковых — 460 лет. Немал и стаж военный, целая династия воинов­педагогов сложилась: отец — лейтенант, сам Александр Исаков — капитан, сын тоже служил в армии. И эту преемственность, считает учитель, необходимо беречь:
— Так получилось, что по натуре мы, мужчины, сдержанные люди и откровенных слов не говорим. Сейчас мамы уже нет, остался отец, ему 87 лет. Он живет в Вытегре. И однажды я почувствовал потребность сказать ему спасибо за то, что он сделал. 14 тысяч белозерцев ушли на войну. Вернулась половина. Сейчас фронтовиков — 58 человек во всем районе. Свое спасибо нужно сказать каждому из этих людей.
В белозерской школе нашли свой способ, как поблагодарить ветеранов. Из папки Александр Петрович достает пожелтевший от времени треугольник — фронтовое письмо. Без марки, очень маленькое… Когда письмо пришло по адресу, солдат, написавший его, уже был убит.
— Мы подумали: что нам стоит сделать такое же письмо каждому нашему ветерану? Но зрение у них плохое, поэтому мы увеличили шрифт. Оставили поля для текста. Это просто — свернуть солдатское письмо в треугольник: диагональ раз, диагональ два, уголочки… И каждый ветеран в Белозер­ском районе получит такой треугольник. Реально сделать? Реально. И ведь это детишки сделают, вот он подписал это письмо — и уже прикоснулся к истории.
Свое участие в конкурсе Александр Исаков объясняет не стремлением к победе, а желанием посоветоваться с коллегами — действительно, как сохранить правду о войне? Как передать эту связь времен нашим детям?
Наверное, с похожими стремлениями приехали в Череповец и другие учителя. Что могут сделать со­вместными усилиями учителя — теперь покажет не только этот конкурс, но и ученики этих преподавателей, которые через несколько лет станут взрослыми.

Елена Срапян №72(22726) 23.04.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий