12 февраля 2010 года. 13:17

Сергей Фокичев: «Еду в Ванкувер, чтобы взять часть волнения Скобрева на себя»

Звонок корреспондента «Речи» застал прославленного конькобежца Сергея Фокичева фактически в аэропорту. Один череповчанин­олимпиец садился в самолет на Ванкувер, дабы поддержать другого череповчанина­олимпийца, Ивана Скобрева. На нынешние Игры Сергей Фокичев, почти десять раз лично видевший, как зажигают олимпийский огонь, едет в особом статусе. В 1984 и 1988 годах олимпийский чемпион Сараево ездил на главные спортивные форумы планеты за казенный счет, как спортсмен; почти все последующие Олимпиады посещал на правах туриста. На сей раз Фокичев, хотя в тренерском штабе сборной России и не числится, планирует оказать земляку Скобреву реальную помощь, прежде всего психологическую. — Какие соревнования особенно стремитесь посетить?
— Ну конечно коньки. На всех забегах обязательно побываю. Прямо с корабля на бал — уже 13 февраля наш Скобрев побежит 5000 метров, буду его поддерживать и переживать. Кроме того, мне интересен хоккей, я даже сам играю в любительской лиге. Если получится, обязательно заскочу и посмотрю соревнования по фигурному катанию, лыжным гонкам, биатлону. У меня в этих видах спорта множество друзей, которых хочется поддержать и за которыми хочется понаблюдать. Соревнования по горным лыжам тоже хотелось бы увидеть, тем более что я там бывал и лично катался неподалеку от Ванкувера, где пройдут заезды. Но все же главным для меня остается конькобежный спорт.
— С Иваном Скобревым вы близко знакомы?
— Достаточно близко. Знаю его уже лет восемь, и все эти годы внимательно слежу, как он меняется. В минувший год он очень сильно прибавил, и это заметили все. После Олимпиады в Турине в течение нескольких лет у него был определенный застой, но он в большей степени был связан не со спортивными кондициями, а с организационными проблемами: методики, которые отечественные тренеры предлагали, ему не подошли, и он ушел к итальянскому тренеру. Как видим, это пошло Ивану на пользу. Сейчас он на пике формы. Уверен, что в Ванкувере он покажет все, на что способен, и выложится на все сто процентов. Возможно, для Скобрева это последний шанс надеть на шею олимпийскую медаль — через четыре года его возраст будет в спортивном плане преклонным (8 февраля спортсмену исполнилось 27 лет — авт.).
— Насколько высоки его шансы завоевать медали на этой Олимпиаде?
— Скажу так: они есть. Все в его руках, но завоевать медаль будет очень непросто. Среди его соперников немало явных лидеров, которые редко проваливаются, — голландцы, американцы. Думаю, Ивану вполне по силам бороться за бронзовую награду в «пятерке» и «десятке» (5000 метров и 10 000 метров — авт.), но если сумеет прыгнуть выше головы, то и «золото» может завоевать.
— Часто советуется со старшим товарищем?
— Да, Ваня очень открытый и не высокомерный человек, он никогда не стеснялся подойти, спросить совета. Раньше больше интересовался какими­то техническими премудростями конькобежного спорта, а в последние годы спрашивает больше про психологию — как правильно настраиваться на важные забеги и так далее.
— Ощущаете плоды своих советов?
— Не возьму на себя право утверждать, что это исключительно моя заслуга, но в последнее время психологиче­ски Иван стал тверже. И мудрее, что ли.
— На Олимпиаде планируете с ним встречаться или в Ванкувере ему и других советчиков хватает?
— До старта отвлекать его не буду, но после «пятерки» обязательно сядем где­нибудь и неспешно побеседуем о спорте и жизни. Короче, часть его волнения и напряжения постараюсь взять на себя. Для этого и еду.
— В России сейчас царит вполне понятная эйфория, которая всегда имеет место перед Олимпиадой: «русские спортсмены самые лучшие», «все медали будут наши». Вы знакомы с комплектованием сборной России по разным видам спорта изнутри. По вашему ощущению, как для нас пройдут эти игры?
— В большом спорте нашей страны сейчас имеется множество проблем. Здесь и кризис, который во многом подпортил нам подготовку к Ванкуверу. Кроме того, на Олимпиадах спорт перестает быть просто спортом и превращается в политику — налицо борьба политических систем. В советские времена это тоже было, но тогда существовала отлично выстроенная система взаимодействия физкультуры и спорта, любительского и профессионального. Сейчас, к сожалению, любительский спорт очень слаб, а громкие результаты на большой спортивной арене стране по­прежнему нужны. От этого несоответствия и получаются разные перекосы. Имеется сборная команда, у которой все здорово с финансами и базами, и весь остальной спорт, который часто влачит полунищенское существование. Деньги у сборной есть, особенно перед Олимпиадой, а человеческого ресурса не хватает.
— Недавно губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев по­обещал построить в Череповце искусственную конькобежную дорожку. Как полагаете, так ли уж нужна она нашему городу в период кризиса — вам ведь отсутствие крытого льда не помешало стать олимпийским чемпионом?
— Конечно, хотелось бы, чтобы в Череповце появился искусственный лед. Это ведь очень хороший спорт, который многое дает человеку. В нашем городе он пока не стал массовым, но все может измениться. Тем более, у области неплохие традиции, есть свои олимпийские чемпионы. Есть тренерские кадры. Не все ребята станут чемпионами, но очень многое приобретут: получат закалку, научатся себя организовывать, поскольку коньки очень тяжелый вид спорта. Едва ли не самый тяжелый из тех, что есть. Я не знаю человека, который считал бы годы, проведенные в конькобежном спорте, выброшенными из жизни. Если планы губернатора воплотятся в жизнь, я буду очень счастлив. Со своей стороны, обещаю приезжать по первому приглашению — проводить занятия, помогать.
— Передавайте привет Ивану Скобреву — скажите, Череповец болеет за него.
— Обязательно передам.

Сергей Виноградов №25(22679) 12.02.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий