29 июня 2010 года. 13:39

Водитель быстрого приготовления

Крупнейшие автошколы Череповца направили обращение в общественную приемную Владимира Путина с просьбой разобраться со способами подготовки начинающих водителей. По мнению руководителей школ, нужно существенно сократить объемы сдачи экзаменов по самоподготовке. Это упрощенный порядок обучения, предполагающий занятия у частников. Автошколы недовольны потерей клиентов и результатом таких курсов: по статистике, лишь 30 % самоподготовщиков сдают экзамены с первого раза. Но горожане все равно идут к частникам: ведь они просят вдвое меньше денег. По данным областной ассоциации автошкол, сегодня в Череповце работают примерно 35 водителей — частных инструкторов. С их помощью обучаются до 50 % всех кандидатов в водители. Клиентов привлекает в первую очередь цена. Частник просит за час практического вождения в среднем от 600 рублей. Курс обучения — 6 тыс. рублей. В автошколе полный курс обойдется не менее чем в 12 тыс. рублей, и он займет значительно больше времени.
— Если мы преподаем теорию, работаем над материальной базой, закупаем тренажеры и новые машины, то у них этих затрат нет, — объясняет причины дешевизны президент ассоциации Андрей Заводчиков. — Признаю, что около 20 % таких частных репетиторов — нормальные знающие люди, но основную массу составляют инструкторы, уволенные из автошкол. Они пытаются после увольнения устроиться в другие школы, но не получается. Мы созваниваемся, и если человека выгнали за нарушение дисциплины, пренебрежительное отношение к работе, а то и за сексуальные домогательства, то ему очень трудно будет устроиться в другую школу. Он идет в самоподготовщики, берет свою машину, ставит вторые педали. Ученик у него покупает билеты, зазубривает их, не понимая сути, — так готовится теоретическая часть. Потом они не могут сдать практические экзамены, и репетитор говорит, что нужны еще занятия. Ученик платит еще деньги, потом еще и еще…
Руководитель автошколы «Автообуч» Дмитрий Белах приводит пример Санкт­Петербурга, где все частные инструкторы в свое время заключили договоры с автошколами и теперь работают под их торговыми марками. При этом ученикам преподается полный курс, положенный программой.
— В законе говорится, что самоподготовка выдается в объеме существующих программ, а у них нет никаких программ, количе­ство часов они выбирают произвольно, — констатирует Дмитрий Белах. — Сегодня только в четырех регионах страны процветает самоподготовка. Недавно ее фактически упразднили, например, в Ростовской области и Краснодарском крае. Без автошколы там теперь невозможно сдать экзамен. Сегодня автошколы, чтобы поддерживать репутацию, вынуждены серьезно работать над каче­ством обучения. Любое замечание от ученика в адрес инструктора — это для нас ЧП, проводится настоящее разбирательство. А у них что?
Председатель Законодательного собрания области Николай Тихомиров разделяет тревогу образовательных учреждений, несмотря на очевидное наличие экономической подоплеки.
— Насколько я понимаю ситуацию, на рынке подготовки водителей идет серьезная борьба за клиента, — говорит законодатель. — Тем не менее безопасность и уровень подготовки водителей на самом деле внушают тревогу, и это признают на самом высшем уровне. Сегодня у нас есть автошколы, которые оборудованы всем необходимым, но законодательство позволяет дать объявление и начать набор учеников и частным лицам. Понятно, что для них больше всего важны деньги. Заплатил — и ладно. Сейчас я готовлю обращение на имя губернатора по этому вопросу. Нужно разобраться во всей этой кухне, посмотреть, что происходит конкретно в нашей области и что мы можем сделать для нашего региона.
Чтобы проверить информацию, полученную от автошкол, мы под видом клиентов, которые не могут сдать экзамены в ГИБДД, позвонили по одному из телефонов «дополнительных курсов категории B».
— Здравствуйте, какие у вас расценки на вождение?
— За час 650 рублей.
— А теорию преподаете?
— Ну, я вам в процессе все объясню.
— Мы договор оформим или как?
— Как угодно, можно договор, если вам он нужен, можно так…
— А сколько занятий лучше взять, если я уже сдавал?
— Если учили уже, то пять занятий за глаза хватит. Но тут кому как.
Мы провели небольшой опрос на одном из череповецких интернет­форумов. Нужна ли самоподготовка? Вот что отвечают горожане.
konica: Заинтересованность автошкол понятна, мимо них бабки за обучение уплывают. Программа обучения разве не на федеральном уровне утверждается? У губернатора есть полномочия ее изменять?
Dr. Morg: Частники не на зарплате сидят, и стимул хорошо выучить есть у каждого. Негативные слухи быстро расползаются, — к нему просто потом не пойдут люди. А судя по рассказам людей, учившихся в автошколах, там как раз всем инструкторам фиолетово, так как они на зарплате, которая от процента сдавших учеников не зависит. Школам выгодно, чтобы ученики не сдавали с первого раза, так как очень маленький процент, не сдав, пойдет к частнику за дополнительными часами. Остальные придут в родную школу.
Vanashi: В свое время учился полгода шесть дней в неделю. По три часа, в субботу по шесть часов, не считая часов вождения. Сдали с первого раза почти все. Сдавали сначала экзамен автошколе, потом военкомату, а потом только ГИБДД. Все было отточено у каждого до совершенства.
spucky: Я сдавала по самоподготовке у очень хорошего инструктора. Не обошлось, конечно, без дополнительных часов, но это, я считаю, всем не помешало бы. На площадке очень много встречали других частников. Так вот, от некоторых я была просто в шоке. В частности, ездила девушка­инструктор, которая на тот момент чуть больше года как сама у моего инструктора обучение прошла. Мы потом ее в ГАИ на экзамене встретили. Она бегала бумаги для сдачи оформляла с еще одним в дупель пьяным инструктором. У него стаж был больше, и он уже имел право на экзамен учеников приводить, а у нее тогда стажа не хватало, и, как я поняла, он был за нее. Я за самоподготовку, но нужно очень строго отбирать инструкторов. Чтобы был стаж не менее определенного количества лет, был опыт работы в автошколе, может быть, обучение пройдено специальное.
nick2: Самоподготовку упразднить, половину школ сократить (деньги берут, но толком не учат) и ужесточить сдачу. Как в Британии, например. И возможно тогда поменьше станет появляться на дорогах придурков­новичков.

Андрей Ненастьев №116(22770) 29.06.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий

Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Как сэкономить на сисадминах если у вас много серверов

В прошлой статье мы рассказывали как сэкономить на системных администрациях передав управление почтой предприятия на аутсорс. В этой статье рассматривается способ сократить IT-отдел с помощью решения для управления собственными серверами.