28 июня 2010 года. 14:44

Коммунальные долги предвещают холод

Придет ли осенью тепло в череповецкие дома, зависит от сбора платежей за «коммуналку» Почти в два раза выросла задолженность череповчан за жилищно­коммунальные услуги с начала года. Уровень собираемости платежей один из самых низких за последние пять лет. Если до сентября изменений к лучшему не произойдет, предрекают городские власти, начало отопительного сезона окажется под большим вопросом. Чтобы хоть как­то повлиять на ситуацию, некоторые управляющие компании начали выявлять в квартирах незарегистрированных жильцов, живущих фактически за счет соседей.
По данным на 1 июня, общая задолженность населения Череповца по оплате жилищно­коммунальных услуг составляет 315 млн рублей. Еще пять месяцев назад сумма была равна 182 млн рублей. Уровень собираемости платежей на сегодня не превышает 89 %. Это один из самых низких показателей за последние пять лет — к такому выводу пришел департамент ЖКХ, произведя сравнительных анализ. В 2005 году, к примеру, сбор составил 90 %, в 2006­м — 91 %, а в 2008­м — 94 %. Причем даже эти 94 %, которые сейчас кажутся не такими уж плохим показателем, вызывали тогда немалое беспокойство из­за угрозы возможного банкротства коммунальных предприятий. Что уж говорить о нынешних сборах.
Пытаясь найти выход, управляющие компании анализируют причины роста задолженности. Одним из факторов, по их наблюдениям, стала монетизация льгот по оплате ЖКУ.
— Переходные моменты всегда дают такие результаты, — говорит директор ООО «УК «Жилремстрой» Галина Маврина. — Льготные компенсации теперь выдаются людям на руки, и не все их доносят до управляющих компаний. Кроме того, текущая задолженность образуется и за счет того, что часть льготников получает выплаты через Пенсионный фонд. Там деньги выдаются с 10­го по 26­е число, и люди, пока их не получат на руки, не идут платить за ЖКУ.
В целом же, отмечает Галина Маврина, категории должников остались прежние: граждане, ведущие асоциальный образ жизни, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие проблемы с банками из­за непогашенных кредитов. Достаточно часто в должники попадают жители, которым просто «недосуг» дойти до кассы и расплатиться.
— Непонятны мне мотивы людей, которые платят от суда до суда. Я отслеживаю наши судебные иски и замечаю, что таких граждан довольно много. Суд состоится, они расплатятся и опять начинают копить долги — до следующего суда, — говорит директор «Жилремстроя». — Для борьбы с должниками мы предпринимаем все возможные меры. В отношении жильцов, имеющих задолженность до трех месяцев, организуем «психологическую атаку», рассылаем напоминания с описанием всех возможных последствий. После того как сроки задолженности переваливают за три месяца, начинаем оформлять документы в суд. После шести месяцев отключаем квартиры от горячей воды и электричества — это, по моим наблюдениям, наиболее действенная мера. С этого месяца ввели новшество: приглашаем повестками должников из числа нанимателей муниципального жилья в департамент ЖКХ на разговор, который происходит с нашим участием. Ситуация, конечно, аховая, даже в прошлом году было лучше. Таких огромных долгов перед коммунальщиками, которые я сейчас имею, у меня никогда еще не было. Уже начинают образовываться и долги по зарплате…
Не секрет, что среди должников немало «принципиальных неплательщиков», которые отказываются оплачивать выставленные в квитанциях суммы просто потому, что не согласны с ними. В том числе они объясняют свою позицию так: не хочу платить за соседа. Почти в каждом доме живут люди, имеющие прописку совсем в другом месте. Потребляя коммунальные ресурсы наравне с остальными жителями, они фактически посягают на их кошелек.
— Эта проблема актуальна для тех домов, которые перешли на приборы учета. Поскольку в доме проживает больше людей, нежели прописано, то и ресурсов потребляется больше. А поскольку показания счетчиков распределяются только на зарегистрированных жителей, их платежи увеличиваются, — говорит директор по производству ООО «УК «Олимп» Игорь Лебедев. — Мы на домах своего фонда развешивали объявления с просьбой к жителям выявлять квартиры с незарегистрированными гражданами и доводить эти сведения до нас. По 140 домам такая работа уже проведена и выявлено достаточно много таких граждан. Только сегодня составлено и выдано 197 предупреждений. Большей частью, к сожалению, жильцы таких квартир не признают факт постоянного проживания у них посторонних, пытаются доказать, что это всего лишь гости. Приходится привлекать в качестве свидетелей соседей. Но некоторые жители реагируют адекватно и либо устанавливают в квартире счетчики, либо пишут заявление об увеличении количества проживающих, и мы производим начисления уже с учетом незарегистрированных.
Позиция властей
— Ситуация удручающая, — констатирует мэр Олег Кувшинников. — Если существующая задолженность сохранится до сентября, то о стабильном функционировании предприятий жилищно­коммунального комплекса говорить не придется. Запустить наши котельные и подготовиться к работе в осенне­зимний период с такими долгами будет проблематично. Поэтому теплоноситель будет подан только после того, как горожане рассчитаются за потребленные услуги. Мы предпримем все возможное, чтобы взыскать задолженность. Правовому управлению поручено интенсифицировать судебную работу с должниками, проживающими в муниципальных квартирах. Управляющим компаниям также предложено готовить судебные иски о взыскании долгов. Мы очень просим горожан со всей серьез­ностью отнестись к проблеме и понять главное: все по­требленные услуги должны оплачиваться в полном объеме. И мы, в свою очередь, готовы идти навстречу населению. Если у горожан возникают какие­то претензии по качеству, количеству предоставленных услуг, можно обращаться в департамент ЖКХ, где создана специальная рабочая группа. Специалисты окажут содействие, выедут, если понадобится, на место, проверят приборы учета, правильность данных по предоставлению услуг.
В течение отопительного сезона 2009/2010 годов в отношении коммунальных должников было подано 3942 судебных иска на общую сумму 54 млн рублей. В суде рассмотрено 3126 исков на сумму 43 млн рублей, и 2498 исков передано на исполнение в службу судебных приставов. Чтобы взыскать задолженность, приставы прибегают к самым разным мерам — вплоть до изъятия у должников сотовых телефонов и оргтехники в счет уплаты долга. Но, к сожалению, далеко не все неплательщики имеют ценные вещи, которые можно арестовать, поэтому долги продолжают висеть.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №114(22768) 25.06.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий

Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Как сэкономить на сисадминах если у вас много серверов

В прошлой статье мы рассказывали как сэкономить на системных администрациях передав управление почтой предприятия на аутсорс. В этой статье рассматривается способ сократить IT-отдел с помощью решения для управления собственными серверами.