15 октября 2009 года. 12:45

Восхождение «Олимпа»

Пассажирские автобусы вологодского производства могут появиться в Череповце. Выиграют или проиграют от этого пассажиры?
Cпециалисты управления антимонопольной службы обнаружили нарушения в тендере на поставку пассажирских автобусов для городов и районов области. Речь идет о машинах «Олимп» вологодского производства. Пять машин из общей партии должны прийти и в Череповец. Однако теперь конкурс отменен: другие производители автобусов считают, что они могут предложить более выгодные условия, а перевозчики до сих пор сомневаются в надежности новой машины вологодского производителя.

История вокруг автобусов «Олимп» началась этой весной в Вологде, когда местный машиностроительный завод (ВМЗ) запустил производ­ство низкопольных «Олимпов» на грузовом шасси «КамАЗ». Разработкой проекта занималось троллейбусостроительное предприятие «Транс­Альфа». Кузов для новой машины с некоторыми изменениями позаимствовали у троллейбуса «Авангард». Местные перевозчики закупать автобус не спешили: не устраивали как цена, так и отсутствие практического применения новых машин. После многочисленных споров в Вологде все же появились восемь «Олимпов», которые и сейчас работают на городских маршрутах. Опыт их поставок решено было расширить, и недавно правительство области объявило конкурс на закупку автобусов и коммунальной техники для городов и районов региона. Разыгрывались 18 лотов общей ценой в 170 млн рублей. В том числе в одном из лотов значилась поставка 10 городских автобусов для Вологды и Череповца (по пять в каждый город) и семи пригородных автобусов для Вологодского и Череповецкого районов, Великого Устюга и Сокола. Конкурс сразу вызвал интерес у поставщиков автобусов марок «МАЗ» и «ЛиАЗ», которые давно работают с Вологодчиной. Но принять участие в нем они так и не смогли.

По словам представителя областного управления ФАС Ольги Прусаковой, специалисты антимонопольной службы проверили требования техзадания торгов и выявили некоторые некоррект­ные моменты. Торги отменили. Они будут проведены повторно после того, как техзадание перепишут с учетом требований антимонопольной службы. Закупленные таким образом автобусы в Череповце планируется распределить среди местных перевозчиков: для этого будет организован еще один конкурс.

— Говорить о закупке автобусов для Череповца пока рано, — рассказывает зам. директора автоколонны № 1456 по финансово­экономическим и правовым вопросам Елена Смирнова. — За счет соб­ственных средств мы эти автобусы брать не планируем. Мы стремимся к тому, чтобы была одномарочность парка, так как наличие разных марок автобусов увеличивает расходы. Понятно желание поддержать местного производителя, но на сегодня нас интересуют только длинные городские автобусы, а вологодский завод таких не выпускает. Те автобусы, по которым объявлен конкурс, будут поставляться в город за счет бюджетных средств, перевозчиков у нас много, и как автобусы будут распределены между ними, сказать нельзя.

О технических характеристиках «Олимпов» специалисты рассказывать тоже опасаются. Если вначале вологодские водители говорили о том, что ощущают себя «слепыми» садясь за руль «Олимпа», а пассажиры удивлялись количеству ступенек в салоне, то сейчас в вологодской прессе все чаще звучат положительные отзывы об автобусе. Впрочем, в проекте контракта на поставку машин с ВМЗ в ПАТП­1 было оговорено, что покупатель обязывается соблюдать конфиденциальность сведений, касающихся непосред­ственно автобуса, в течение двух лет.

— В любом случае говорить о техниче­ских параметрах этих автобусов пока рано, — считает директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — Мы видели первые образцы этих машин в Вологде, где они проходили опытную эксплуатацию. С вологодскими коллегами мы договорились, что приедем к ним еще раз, когда можно будет предметно говорить об эксплуатационных характеристиках. Но уже очевидно, что для частного перевозчика цена «Олимпов» вызовет трудности с их покупкой. Без каких­либо программ господдержки их не купить.

В то же время у «Олимпов» есть конкурентное преимущество, на которое, вероятно, и будет делать акцент ВМЗ при участии в различных конкурсах. Вологодский автобус в отличие от «МАЗов» и «ЛиАЗов» того же ценового сегмента относится к низкопольным машинам. При рассмотрении конкурсных заявок законное предпочтение может отдаваться тому претенденту, который поставит автобусы с возможностью посадки в них инвалидов­колясочников. Низкопольные автобусы соответствуют этому критерию.

— Мы считаем, что производство автобусов «Олимп» надо поддержать, — заявляет губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. — Для Вологды это большое достижение, благодаря которому она войдет в число крупнейших производителей пассажирского автотранспорта. Мнение перевозчиков нужно учитывать, но, конечно, лучше покупать свои автобусы, чем ликинские. Мы всегда являемся патриотами, пока сидим на трибуне и флагами размахиваем, а когда дело доходит до конкретных усилий по поддержке, тут все разбегаются в стороны и патриотизм заканчивается. Наша задача — поддержать и производителя, и перевозчиков. Чтобы были хорошие автобусы, которые будут ходить по нашим маршрутам, и в них будет удобно пассажирам. Если мы не сможем на первых порах поддержать производство автобусов в Вологде, этого производства не будет. С троллейбусами была когда­то такая же история. Я думаю, что с задачей под­держки мы справимся.

Андрей Ненастьев
№191(22601)
15.10.2009

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий