16 марта 2018 года. 16:01

«Волшебные соблазны барокко» прозвучали в Вологодской филармонии в исполнении клавесиниста Цви Меникера


Фото пресс-службы Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина

15 марта 2018 года в зале Вологодской филармонии выступил один из ведущих в мире специалистов по исполнению старинной музыки на аутентичных инструментах – клавесинист, органист, пианист  Цви Меникер (Израиль-Германия). Цви Меникер – лауреат множества престижных международных конкурсов.

В первом отделении концерта «Волшебные соблазны барокко» Камерный оркестр Вологодской филармонии и его солисты – заслуженный артист России Александр Лоскутов (скрипка) и Ирина Сильвестрова (флейта) исполнили с Цви Меникером (клавесин) Бранденбургский концерт №5 ре мажор для клавесина, флейты, скрипки и оркестра И.С. Баха, прозвучала и Симфония № 44 ми минор «Траурная» Й. Гайдна. Во втором отделении слушателям Цви Меникером были представлены произведения И.С. Баха – «Хорошо темперированный клавир», часть I, Токката ре мажор и Французская сюита №1 ре минор, которая по творческому замыслу клавесиниста очень близка по музыкальному содержанию с Чаконой из партиты №2 для скрипки ре минор и поэтому была исполнена совместно с последней в аранжировке автора.

Слушатели с большой теплотой приняли выступление музыканта, в заключение концерта подарившего публике на бис Sarabande из Французской сюиты №5 Соль мажор И. С. Баха.

Цви Меникер родился в Москве, в 7 лет репатриировался с родителями в Израиль. На Родине музыкант обучался игре на фортепиано и на органе.

С отличием окончил Зальцбургский «Моцартеум» и Академию музыки Цюриха, где обучался в классах легендарных Николауса Арнонкура и Йохана Зонляйтнера. Своё образование музыкант продолжил у Малкома Билсона в Корнельском университете США. В настоящее время Цви Меникер занимает должность профессора Высшей школы музыки в Ганновере, где преподает теорию и практику исполнения по классам клавесина и фортепиано. Он также является приглашённым профессором училища им. Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете. 

С Цви Вадимовичем побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова:

– Большую часть программы Вашего концерта составляет музыка Баха. Каково Ваше личное отношение к творчеству и личности этого композитора?

– Бах – один из великих композиторов, много написавший для клавесина. ­ Бранденбургский концерт – это первое произведение, написанное для клавишного инструмента с оркестром. О личности Баха известно немного, но то малое, что мы знаем из достоверных источников, позволяет говорить о нём как о серьезном человеке, который во время игры мог и пошутить. Такие сведения влияют и на моё исполнение, я тоже могу позволить себе некоторые импровизации.

– В чём Вы видите специфику клавесина как старинного инструмента?

– Есть публичные инструменты, к которым относится орган, например, на нём игралось в местах больших скоплений народа. Клавесин же раньше был инструментом так называемой домашней музыки «house music». На нём играли в домах для знатоков и любителей, музыка считалась более сложной и утонченной.

– На Ваш взгляд, насколько старинная музыка актуальна сегодня?
– Во времена Баха, и даже Моцарта и Бетховена, произведение, которому было порядка десяти-двадцати лет, считалось устаревшим. В 19 и 20 веке композиторы начинают писать для потомков с заделом на будущее. Это означает, что они несколько пренебрегали настоящей публикой. Бах же и все барочные композиторы писали для своих современников. Я думаю, из-за этого старинная музыка сегодня особенно любима.

Вы ведёте масштабную преподавательскую деятельность. Как Вы определяете способности студентов к обучению?

– Успех исполнителя зависит не только от способностей, но и от труда, времени, посвещённого занятиям. Главное чувствовать музыку, это очень расширяет кругозор и в интеллектуальном, и в эмоциональном смысле. Важно найти «своего» учителя, который сможет привить любовь к музыке. Я вижу некоторую проблему в современной педагогике: с самого начала учителя пытаются вырастить профессионала, работая над техникой. В результате появляются музыканты, которые могут с легкостью сыграть произведения Листа, а сонату Моцарта исполнить не могут. Я хотел бы, чтобы было наоборот. Желаю всем педагогов, которые смогут показать эмоциональную силу музыки.


Евгения ЛАПЦОВА





Ваш комментарий