VI Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль. «Всероссийские филармонические сезоны». Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Концерты
6+

Архивное событие 2014 года

В 2014 году

«Драмтеатр» 11 октября в 16:00

Вся афиша на сегодня


Дирижер – народный артист СССР Юрий Симонов

Солист – Александр Князев (виолончель)

В программе: В.-А.Моцарт, С.Прокофьев, И.Брамс, В.Гаврилин

Академический симфонический оркестр Московской филармонии, отметивший в 2011 году свое 60-летие, по праву занимает одно из ведущих мест в мировом симфоническом искусстве. Оркестр был создан в 1951 году при Всесоюзном Радиокомитете, а в апреле 1953 года вошел в штат Московской филармонии, став ее «визитной карточкой». За прошедшие десятилетия оркестр дал более 5500 концертов более чем в 50 странах мира. Его выступления проходили в лучших залах мира, на престижных российских и зарубежных фестивалях. За пультом оркестра стояли лучшие отечественные дирижеры, многие великие зарубежные маэстро. В 1962 году, во время своего приезда в Москву, оркестром дирижировал Игорь Стравинский.

Первым руководителем оркестра был выдающийся оперный и симфонический дирижер Самуил Самосуд (1951-1957 гг.). Выдающийся успех сопутствовал коллективу на I Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1958), где оркестр (под руководством К. Кондрашина) аккомпанировал на III туре конкурса пианистов и стал соучастником триумфального выступления Вэна Клайберна. В 1960 году оркестр первым из отечественных коллективов совершил турне по США.

В 1998 году художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии стал народный артист СССР Юрий Симонов. Начался новый этап в истории оркестра. За последние сезоны он выступил во Франции, Гонконге, Японии, Южной Корее, Германии, Словении, Хорватии, Польше, Литве, Великобритании, Испании. Стали традицией постоянные выступления оркестра в городах России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», участие в различных фестивалях и конкурсах.

В первом отделении концерта прозвучат знаменитые сочинения В.А. Моцарта и С.С. Прокофьева.

Судьба подарила Моцарту лишь 35 лет жизни, но успел он за это время невероятно много. Наследие композитора насчитывает более 600 названий, охватывающие практически все существовавшие в то время жанры. Когда в Австрии, на его родине, решили издать полное собрание сочинений - понадобилось 70 толстых томов. Если бы он начал сочинять музыку в день своего рождения, на каждый год приходилось бы по два тома! Однажды Моцарта спросили, как ему удается писать столь совершенно. «Я по-другому не умею», - ответил он.

Средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон Жуане, - один из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран. Среди них Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Пушкин. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет.

Величайшая из когда-либо написанных опера «Дон Жуан» Моцарта сегодня популярна, как никогда. Она была названа Моцартом «Веселой драмой». Его Дон Жуан – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути. У Моцарта это не просто «наказанный развратник», а сильная индивидуальность, живущая по своим собственным законам.

В увертюре представлены образы трех персонажей оперы. Среди них трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, Командор, как символ неумолимого рока и справедливого возмездия и, наконец, сам Дон Жуан.

«Кусочек музыкального солнца». Именно так называл маэстро Мстислав Ростропович, посвященную ему Прокофьевым Симфонию-концерт для виолончели с оркестром. В 1948 году Прокофьев начал перерабатывать виолончельный концерт, написанный десятью годами ранее и провалившийся на премьере. Ростропович стал приносить Прокофьеву образцы казавшихся ему, виртуозу, интересными концертов для виолончели с оркестром, написанных виолончелистами-виртуозами — Давидом Поппером, Карлом Давыдовым. Прокофьев был абсолютно беспощаден в оценке просмотренных сочинений: «Ну и музычку вы мне принесли». «Музычка» было самым страшным ругательством в профессиональном кругу, но Ростропович только посмеивался. Прокофьев не мог отказать себе в удовольствии вписать в финальную тему с вариациями цитату из популярной песни «На закате ходит парень возле дома моего...» Владимира Захарова на слова Михаила Исаковского. В окончательной версии переделанный виолончельный концерт настолько отличался от написанного в 1934—1938 годах, что Прокофьев назвал его симфонией, а на самой рукописи начертал: «Посвящается выдающемуся таланту Мстиславу Ростроповичу на память о совместных трудах над концертом» - СПркфв. Именно так всегда подписывался Сергей Сергеевич.

Премьера Концерта-симфонии состоялась 18 февраля 1952 года, за год до смерти Прокофьева. Вышедшему с виолончелью на сцену Мстиславу Ростроповичу и вставшему за дирижёрский пульт Святославу Рихтеру устроили овацию еще до выступления. Автор музыки сидел в зале, а когда отзвучали последние аккорды сочинения, наступила тишина. Слушатели ждали Прокофьева яростного, захватывающего широтой дыхания и мелодии, а вместо этого им явился неожиданный, возвышенный, умудренный опытом композитор, открывший для себя новые творческие пространства.

Значение Симфонии-концерта для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева – и по масштабности своей, и по той совершенно новой роли, которая отведена в нем солирующему инструменту, трудно переоценить. Это произведение сопоставимо с самыми яркими шедеврами мировой инструментальной классики. Вологодским слушателям предстоит знакомство с яркой страницей творчества Прокофьева в прочтении одного из самых ярких виолончелистов современной России Александра Князева.

Второе отделение концерта посвящено Иоганнесу Брамсу. Есть композиторы, чья музыка звучит, как задушевная беседа от сердца к сердцу, например, Шуберт или Чайковский. Другие своей музыкой властно врываются в нашу душу и ведут нас за собой. Таков Людвиг ван Бетховен. Но есть такие композиторы, которые не сразу открывают нам свои чувства, все богатства своего внутреннего мира, скрывая их за сдержанностью и строгостью. И нужно, погрузиться в глубины этой музыки, чтобы открыть для себя все ее богатство. Она удивительным образом сочетает романтические порывы с рационализмом, доверительность с эпической объективностью. И это - Иоганнес Брамс, у колыбели которого, - по словам Шумана, стояли Грации и Герои.

В историю музыки И. Брамс вошел как продолжатель классических традиций. Именно ему принадлежат слова: «Писать столь красиво, как Моцарт, мы уже не может, попробуем писать, по крайней мере, так же чисто, как он». Конечно, он говорил не только о технике письма, но и о содержании музыки Моцарта, ее этической стороне.

«Венгерские танцы» Брамса – одно из самых популярных и эффектных сочинений композитора. Их появление связано с творческим союзом Брамса и венгерского скрипача Э. Ременьи. Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в его знаменитых «Венгерских танцах», где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки. В основе Венгерских танцев лежит Вербункош, что в переводе означает вербовочный. В конце 18 – начале 19 века в Венгрии шла активная вербовка молодых людей в армию, которая сопровождалась танцами, песнями, музыкальными наигрышами в исполнении цыганских ансамблей, которые в силу своего кочевого образа жизни, соединили воедино разные музыкальные элементы – венгерские, цыганские, румынские, сербские и даже немецкие.

Симфонический оркестр под управлением Ю. Симонова предложит вологодским любителям музыки свою оригинальную версию шедевра Иоганнеса Брамса. Известно, что Брамс написал оркестровые партитуры только для трех танцев (1, 3 и 10). Остальные пьесы были оркестрованы при жизни композитора другими аранжировщиками.

Симфонический оркестр может многое подарить, многому научить, многое открыть для понимания... Посвятите вечер МУЗЫКЕ и почувствуйте всю прелесть искусства. Это - один из способов сделать жизнь ярче, богаче и насыщеннее!

Стоимость билетов: 400-1000 р.


Добавьте отзыв!

Отзывы и комментарии