4 мая 2010 года. 22:44

Разбудить в детях генетическую память

Это считает одной из своих задач череповецкий педагог Ирина Молодкина, победившая в областном конкурсе «Сохраним правду о войне» Уже 17 лет Ирина Владимировна в женской гимназии рассказывает своим ученицам правду о Великой Отечественной войне. И свою точку зрения она отстаивала на областном конкурсе, став одним из двух абсолютных победителей. «Речь» расспросила победительницу о конкурсе и о том, как же надо подавать историю Великой Отечественной войны нашим детям.
— Почему вы решили участвовать в конкурсе?
— В нашей перегруженной жизни мы стараемся сосредоточиться только на главном. А что у нас главное? Период олимпиад и период ЕГЭ. Но по­скольку тема, как говорится, святая, отказаться от участия было нельзя. Можно сказать, что это дань своим убеждениям. Вопрос о том, что мы можем сделать для сохранения правды о войне, — принципиальный.
— Как, по вашему мнению, стоит сегодня подавать историю Великой Отечественной войны?
— На конкурсе прозвучали две позиции. Первая — что нужна полная правда о войне, а вторая позиция заключалась в том, что необходим определенный отбор материала. И вот я на круглом столе придерживалась той точки зрения, что нужна полная правда. Цицерон сказал: «Первое правило историка — воздерживаться от лжи. А второе правило историка — не утаивать правды». Есть еще и третье — постараться не быть заподозренным во враждебной предвзятости. И поэтому, если мы говорим о профессиональном преподавании истории, то объективная правда нужна. Есть и еще одна цитата: «свобода начинается с сомнения». Мы какое общество хотим построить? Наверное, свободное. И наши суждения о войне тоже должны быть свободными. Уже выросло много поколений, воспитанных на отшлифованной, идеологизированной истории. Сейчас наступило другое время.
— Сейчас войну часто подают как столкновение двух кровавых тоталитарных режимов, как войну неправых стран. Можно ли ее расценивать именно так?
— Да, война была идеологической. Это тоже правда об истории, этого вычеркнуть нельзя. Но акцент на том, что это было именно противостояние двух тоталитарных режимов, абсурден: кто­то, даже будучи противником Сталина как лидера режима, все равно шел в бой — за Родину, за страну. Есть такое высказывание Деникина: «Я сражался с большевиками, но не с Россией». Сражались за родной дом, за мать, за детей — идеологический компонент был сильный, но не все­объемлющий. Не зря война называется Отечественной.
— Ваш педагогический стаж — 17 лет. Изменились ли дети, изменилось ли их отношение к войне?
— Современное поколение — дети другого мира, другого геополитиче­ского пространства. Раньше школьникам не надо было объяснять, что Белоруссия, Украина — это была наша страна, 15 братских республик. Сейчас дети говорят: «Мы освободили такие страны Европы, как Украина и Белоруссия». Наше поколение не могло путать белых и красных — потому что были фильмы, потому что играли во дворах в Чапаева, а сейчас у детей это сгладилось. Им приходится выучивать, с какой стороны воевал Чапаев. К тому же на изучение истории Великой Отечественной войны отводится пять — семь уроков, это очень мало. Поэтому многое зависит и от того, в какой семье человек растет, что ему рассказывают дома.
— А насколько интересны вашим ученикам события той войны? И воспринимают ли они ее как что­то недалекое, важное?
— Я считаю, что есть народы, хранящие память о некоторых событиях на генетическом уровне. Вот и россияне — из таких народов. Но эту память надо разбудить, актуализировать. Безупречно работает мотивация — я каждый раз говорю детям: «Вот представьте, 9 мая — цветы, ветераны, праздник. Ну вот чтобы не чувствовать себя в стороне, давайте узнаем о войне больше! Что мы можем сделать, как стать частью этого?» И мы учим темы, чтобы ребята 9 мая могли сказать: «Это наша Победа!» И как правило, эти темы учат добросовестнее, чем другие.
— Важна ли для вас победа на этом конкурсе? Как прошел финал в Череповце, как сложились отношения между педагогами?
— Среди учителей высказывались сомнения: стоит ли из этого делать соревнования? Это же наш вклад в сохранение правды, и более логичным было бы сделать конференцию. Но жюри аргументировало конкурсную основу тем, что оценивается преподавательское мастерство, методика, умение вести дискуссию. Лично я не уверена, что нужен конкурс. У каждого был свой интересный опыт, своя интересная позиция. Интересно общение, мы редко собираемся, работаем в разных районах, в разных школах. И очень поразил прием со стороны города — все гости были очень довольны: культурная программа, посещение музеев, концерт в усадьбе Гальских. Все прошло отлично!
Второе место в областном конкурсе заняла Ирина Романова, учитель из Кирилловского района, третье поделили Татьяна Новожилова из Устюжны и Евгений Шалашов, представлявший 17­ю школу Череповца. Кроме того, в номинации «Эссе» победил Александр Исаков, учитель из Белозерска, в номинации «Мастер­класс» — Алексей Юмалов, учитель череповецкой 11­й школы.

Елена Срапян №78(22732) 04.05.2010

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий