23 ноября 2009 года. 09:32

Под один «Гребень»

Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» опять выступили в Вологде. Почему снова проехали мимо Череповца?
В областную столицу один из гуру русского рока приезжает, потому что город нравится. Дескать, тут «Аквариум», который в своей истории выступал перед папуасами и эскимосами, ощущает настоящий русский дух и подлинную Русь. Перед концертом Борис Борисович признался журналистам, что патриотизм для него — это любовь к ландшафтам и людям, и ничего больше. В то время, как его приятель и коллега Константин Кинчев переносит концерты, дабы поболеть за сборную России по футболу, Гребенщиков в Вологде признался, что «о разведении лам в отдаленных районах Южной Америки» он думает значительно больше, чем о футболе.

Они приезжают в Вологду каждый год, а частенько и не по разу. В этом городе их любят и почти всегда встречают аншлагом. Плюс ко всему, по словам Бориса Борисовича, «если выйти в хороший день к вашему Архиерейскому двору на высокий берег и посмотреть во­круг, то можно увидеть один из самых прекрасных русских городских ландшафтов». Череповецкий ландшафт Гребенщикову чем­то не угодил, поскольку в городе металлургов, который лежит на пути из Петербурга в Вологду, «Аквариум» не выступал более десяти лет. Ходят слухи о том, что в конце 90­х БГ в Череповце смертельно обидели и он внес город в черный список. Впрочем, для череповецких фанатов коллектива сто тридцать километров — не крюк. В их числе концерт посетил и корреспондент «Речи».

На пресс­конференции перед концертом Гребенщиков не скрывал, что одна из целей нынешнего приезда — показать «прекраснейший русский ландшафт» одному из новеньких музыкантов «Аквариума», который доселе здесь не бывал. Формальным же поводом для концерта стал выход нового альбома «Пушкинская, 10», в котором зашифрован адрес студии и репетиционной базы «Аквариума». Впрочем, со свежей пластинки на концерте группа сыграла лишь несколько песен, в остальном прыгая с альбома на альбом и с десятилетия на десятилетие. Наследие Бориса Гребенщикова столь велико, что «Аквариум» без особой подготовки мог бы сыграть сотню программ. Во время концерта невооруженным глазом было видно, что, завершив очередную композицию, ни Борис Борисович, ни его музыканты частенько не знали, что будут играть следом: вместо названия следует удар БГ по струнам, и музыканты, с пол­аккорда понимающие своего худрука, подхватывают композицию. В фойе вологодского «Русского Дома», где проходил концерт, за три тысячи рублей предлагали картонный сундучок со всеми семьюдесятью пятью альбомами группы «Аквариум» — более шестидесяти часов записи. Покупателей было немного, но забитую музыкой тару покрутили в руках почти все. Среди зрителей было немало москвичей и петербуржцев, которые ради БГ отяготили собой отечественную железную дорогу. «Почему приехали? Да потому, что в Москве за 500 рублей на «Аквариум» уже давно не попадешь», — объяснил мне один из столичных фанатов.

В последние годы Борис Гребенщиков ударился в православие, при этом увлечения восточными религиями не оставил. На сцене зрителей встречал плакат — огромный Кришна с ситаром в руках. В зале плавали клубы дыма от «накуренных» благовоний, которыми менеджмент «Аквариума» бесплатно угостил всех пришедших на концерт (баллада «Туман над Янцзы» звучала в дымном зале особенно актуально). Дав с четверть часа хорошенько надышаться ароматическими снадобьями, из дыма наконец вынырнул сам БГ. На громовые овации и радостные выкрики гуру русского рока смиренно поклонился, как япон­ский борец сумо кланяется сопернику перед боем, и запел. Едва в зале погасили свет, как несколько десятков зрителей, преимущественно молодых, ловко спрыгнули со своих мест и уселись на лестнице. То ли внизу воздух свежее, то ли музыка БГ лучше воспринимается в позе лотоса, то ли почтение к кумиру заставляло «пасть ниц» в его присутствии. После каждого номера зал оглашался шумной благодарностью, на что Борис Гребенщиков кланялся фирменным поклоном и искренне шептал в микрофон: «Вы все прекрасны. Пре­крас­ны!» Впрочем, ближе к концу концерта у легенды пробудилась самоирония, и под «музыку» аплодисментов он неожиданно исполнил танец маленьких лебедей, мягко ступая по сцене синими концертными туфлями. Время от времени маэстро давал рекомендации, как вести себя при исполнении той или иной композиции: «Вот под эту обычно прыгают и кричат… А эта песня уже не танцевальная, а философская… А вот эту надо петь стоя. Слушать, так и быть, можете сидя, но петь исключительно стоя». Музыканты покинули сцену неожиданно и без прощаний. Публика потребовала продолжения. Часть людей, сколотив на лицах умные мины, потянулась к выходу. «Он никогда на бис не выходит, чего я, Борю не знаю, что ли», — громко сказал товарищу обладатель самой серьезной мины. Дорого бы дал, чтобы увидеть, как вытянулось его лицо, когда «Аквариум» таки вышел на подмостки. Исполнив три песни, простились честь честью и скрылись за кулисами. Наиболее отчаянные вызывали БГ снова, но число пессимистов очередного явления «Гребня» народу выросло в разы, двинувшись к гардеробу. Однако Борис Борисович снова всех умыл: второй бис, во время которого были спеты пророческие слова «Сегодня я прощаюсь, послезавтра опять буду здесь», исполнялся для самых преданных.

Сергей Виноградов
№217(22627)
23.10.2009

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий