2 октября 2007 года. 08:00

Вузы: из позавчера — в завтра

У России нет времени на эволюционную реформу системы высшего образования — считает Андрей Фурсенко
Несколько важных заявлений, касающихся системы высшего образования, сделал в Череповце глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко. Прозвучали они на встрече за «круглым столом», в которой приняли участие ректоры лучших технических вузов и представители крупнейших металлургических компаний страны.

Андрей Александрович — даром что высокопоставленный чиновник — не большой любитель обтекаемых фраз и формулировок. В свой февральский приезд в наш город он, к примеру, заявил, что «разговоры о дефиците учителей — миф», вызвав немалое раздражение в преподавательском сообществе. Его субботнее, в достаточной степени импровизированное, выступление во Дворце металлургов наверняка пришлось бы многим не по душе в сообществе вузовском.

— На сегодняшний день в большинстве случаев наше образование — это подготовка специалистов во вчерашних университетах для поза­вчерашней промышленности, — так с места в карьер начал Андрей Александрович, отдавая себе полный отчет в том, что сидящие в зале журналисты-«федералы» скоро растиражируют его слова на всю Россию. — Нам нужно оказаться от важного мифа: советской системы высшего образования, к сожалению, в значительной степени давно нет. Советская система представляла собой несколько десятков элитарных вузов, ориентированных на научно-технические исследования, где училось несколько десятков тысяч человек. В СССР в вузы шло менее 30 % выпускников. Сейчас вот уже семь лет подряд в вузы поступает народу больше, чем оканчивает 11 класс: кто-то получает второе образование, кто-то наверстывает недополученное в 90-е годы. На этом фоне «всеобщего образования» качество его однозначно резко упало. Причем не только в среднем, но и в элитарных вузах.

Страдают от этого все. В первую очередь сами выпускники, получающие набор малопригодных по жизни знаний. И конечно же, работодатели, вынужденные в массовом порядке переучивать обладателей вузовских дипломов, «затачивая» их под сегодняшние экономические и технологические реалии. Особенно это касается специалистов технического профиля, попросту — инженеров. Правда, сейчас ситуация немного улучшилась.

— Несколько лет назад массовое создание крупными компаниями собственных корпоративных университетов и курсов было связано с тем, что надежд на то, что система образования сможет предложить промышленности что-то достойное, была невелика, — говорил министр.

Сейчас работодатели в диалоге с вузовским сообществом пытаются совместно разработать новые, более современные стандарты обучения. И металлурги, по словам министра, как «люди креативные», во главе этого процесса. Переход российского высшего образования на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистрат — тоже в русле этой тенденции. По убеждению Фурсенко, четыре года — вполне достаточный срок для подготовки высококлассного технолога, которого при нынешнем дефиците инженеров работодатели «оторвут с руками и ногами». Но вузы к этому пока не готовы. «Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов. А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам. Правильно, что практически все специалисты-металлурги проходят через рабочие специальности, — заявил Фурсенко. — Образование должно стать мощным инструментом развития экономики и промышленности. Не отказываясь при этом от своей важной социальной функции».

Хорошо уже то, что консервативное образовательское сообщество все-таки решилось на этот диалог. Но времени на раскачку мало. Практически нет.

— Мы неожиданно для себя и для всего мира вступили на арену жест­кого геополитического соревнования. Россию уже все похоронили. А мы опять на этой арене, где нас никто не ждет. Поэтому у нас нет времени — десяти-пятнадцати лет — на то, чтобы изменить систему высшего образования плавно, эволюционным путем, — предупредил министр. Заодно напомнив о неутешительном демографическом прогнозе, который уже начал сбываться: к 2010 году количество абитуриентов сократится вдвое.

— Самое главное сегодня — точно описать существующую ситуацию. Тогда у нас есть шанс что-то улучшить и изменить.

При этом Фурсенко заверил, что об экономии на образовании не может быть и речи. Затраты на него устойчиво растут и будут расти дальше. Это означает, что каждое бюджетное место «будет наполняться и уже наполняется совсем другими деньгими». К примеру, за последние три года содержание одного вузовского бюджетного места выросло вдвое. «Но в итоге мы должны иметь качественно новый результат», — заключил министр.

Сергей Комлев
№186(22101)
2.10.2007

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий